Сайт МОУ "Лопъювадская ООШ"

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Использование компьютерной технологии в ОУ.

 

«Использование компьютерной технологии на уроках и во внеурочной деятельности
по биологии и химии» (из опыта работы).
Можаева Валентина Михайловна, учитель биологии и химии
МОУ «Лопъювадская ООШ»
Усть-Куломский район
Республика Коми
В современных условиях, когда человечеством осуществляется переход в информационное общество, определяющими становятся умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную деятельность. Особенно остро эта задача становится перед учителем, который должен такую деятельность учащихся организовать. Большую помощь в повышении эффективности образования оказывает компьютер.
Тема моего выступления «Использование компьютерной технологии на уроках и во внеурочной деятельности по биологии и химии». Считаю, что использование ИКТ позволяет разрешить противоречие между трудностями усвоения учебного материала, недостаточным количеством времени, отведенным на изучение предмета и необходимостью обеспечить выполнение обязательного образовательного стандарта. К тому же особенностью преподавания биологии является необходимость демонстрации различных форм наглядности на всех этапах урока.
Целью моей педагогической деятельности является повышение эффективности учебно–воспитательного процесса, качества знаний учащихся и развития их творческих способностей через применение новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Для повышения интереса к предмету, качества знаний, для развития творческих способностей учащихся я использовала готовые электронные образовательные ресурсы- «Биология. Лабораторный практикум» - учебное электронное издание (далее ЭИ) предназначено для применения в общеобразовательной школе при изучении биологии как в режиме работы обучаемых на индивидуальных рабочих местах, так и в режиме демонстрации материалов с применением мультимедиа проекционной аппаратуры. ЭИ содержит лабораторные практикумы и вспомогательные информационно-справочные материалы. ЭИ призвано обеспечивать поддержку учебного процесса с помощью современных, преимущественно интерактивных, средств и форм обучения, а также способствовать повышению учебной самостоятельности и творческой активности школьников.
Затем сама научилась создавать презентации к урокам и внекласссным занятиям по биологии, химии и экологии. Когда в школе появилось мультимедийное оборудование, позволило мне использовать презентации слайд-шоу более наглядно. Компьютер применяю на всех этапах урока: при опросе, изложении нового материала, закреплении, рефлексии, обобщении тем.
На этапе объяснения нового материала я использую цветные рисунки и фото. Они позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему большую эмоциональность, приближенность к реальной жизни, способствуют лучшему усвоению материала. Использование слайд-шоу при объяснении нового материала привлекает внимание учащихся. Особенно полезны слайд-шоу при изучении многообразия живых организмов. Помимо готовых электронных ресурсов на этапе объяснения нового материала использую мультимедийные презентации, которые созданы мной или моими учениками. Для снятия напряжения на уроке я провожу физкультминутки, при проведении которых мне так же помогает компьютер.
На этапе закрепления полученных знаний я предлагаю учащимся ряд индивидуальных или групповых заданий. Среди них могут быть готовые задания из Интернета с выбором ответа (тест). Биологические лабиринты «Дракоша. Биология» позволяют в игровой, привлекательной для учащихся, форме закрепить знания по предложенной теме. Они вносят в урок игровой момент, что позволяет привлечь внимание учащихся к изучаемому материалу.
В своей работе использую тесты, выполненные при помощи программ конструкторов тестов, выполненные в программе Power Point. Использование компьютера в своей профессиональной деятельности позволило мне повысить заинтересованность и активность учащихся на уроках, а так же качество знаний по предмету.
Использование возможностей компьютера доставляет мне огромное удовольствие, вызывает потребность в расширении сферы собственных знаний и умений, что я реализую в процессе обмена опытом с коллегами по школе, району и других регионов, через участие в конкурсах, участие в сетевых сообществах, способствует повышению моей ИКТ компетентности.
В 2006 году, при прохождении курсов повышения квалификации в КРИРО, я выполнила курсовую работу в форме презентации «Нестандартные формы обучения на уроках биологии» и защитилась с оценкой «отлично». Это был первый мой опыт составления компьютерной презентации.
В 2008 году я составила рабочую программу по дополнительному образованию по экологии «Мы - жители Земли» и выступила с презентацией на заседании МО по теме «Из опыта работы», а затем предоставила работу на районный конкурс «Учитель года 2008».На конкурс также я представила сценарий по экологии (по внеклассной работе) «Землянам – чистую планету» с компьютерной презентацией. Я была награждена Почетной грамотой УО.
В 2010 для учащихся начальных классов разработала сценарий внеклассного занятия «По страницам осеннего календаря», которая апробирована при проведении Недели младшего школьника. Ребятам очень понравилось. В 2011 уч. году участвовала в конкурсе «Лучшее внеклассное занятие с использованием информационно-компьютерных технологий», куда предоставила свою работу с использованием компьютерной технологии. Работа была оценена. Показателем этого являются результаты участия меня в конкурсах.
 В 2010 году я участвовала в республиканском заочном конкурсе «Образование: XXI век», посвященный Году Учителя в России, в номинации «Методические разработки новых информационных технологий и возможностей сети Интернет». Я предоставила свою работу «Интеллектуальная интегрированная игра для 8- 9 классов«Самая счастливая, самая популярная, самая загадочная из всех жидкостей, существующих на Земле». Интеллектуальная интегрированная игра по химии, биологии, физике, географии, истории и литературе проводится по несколько изменённым правилам популярного телешоу «Своя игра» с использованием мультимедиа. Данную разработку можно использовать при проведении предметных недель или при обобщении темы «Вода» на уроке химии.
Одним из инновационных технологий, используемых на моих уроках, является исследовательская технология. Основная идея моей профессиональной деятельности состоит в том, что творчество немыслимо без познавательной активности. Мы рассматриваем организацию исследовательской деятельности учащихся как одно из важных условий развития познавательной активности, повышение качества обучения учащихся.Основные теоретические положения, которые лежат в основе учебно-исследовательской деятельности – это система мотиваций, определённая компетентность, удовлетворение от своей работы. Данная технология обучения создаёт условия:
· для развития личности учащегося, его индивидуальности, творческих способностей;
· формирования потребности учиться на протяжении всей жизни;
· приобретения опыта практической деятельности в различных сферах самоопределения, самореализации.
Выбирая тему исследовательской работы, учащиеся руководствуются своими желаниями и интересами. В конце работы учащиеся представляют творческие отчеты в рамках школьных конференций. Формы могут быть различны: выпуск газеты, оформление выставки, защита реферата, показ презентации исследовательской работы. Например, при выполнении исследовательской работы, «Какой сок полезен?», ребята оформили свой отчет по исследованию в форме презентации, используя компьютерную технологию.
Что дает ученику исследовательская деятельность?От исследовательской деятельности учащиеся получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянно расширению собственных познавательных горизонтов. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать. Общаясь в ходе эксперимента, ученик узнаёт "взрослую жизнь” не только по школе, он становится "кумиром” ребят, которые рады видеть в нем свой идеал. И, наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте – потребность в общении, познании себя и своих возможностей. Указанные факторы значимы для учащихся и позволяют педагогу использовать их как действенное средство повышения учебной активности ребят, и усиления успешности.
В 2011 году в рамках курсов проводился республиканский семинар «Использование современных педагогических технологий в естественнонаучном образовании». Я показала мастер класс по теме «Использование компьютерной технологии на уроках и во внеурочной деятельности по биологии». На семинаре выступила с показом своих работ - викторина «Своя игра», внеклассный сценарий «По страницам осеннего календаря» и «Землянам – чистую планету» в новой версии, со вставкой музыки при показе слайдов.
На республиканском конкурсе «Учитель-года-2011» при проведении конкурсного урока «Дары Старого и Нового света» использовала показ презентации.
В 2011 году я предоставила свою педагогическую разработку на Всероссийский фестиваль «Открытый урок» - сценарий «Землянам – чистую планету» с использованием компьютерной презентации. Я была награждена дипломом и работа была опубликована на сайте Интернет http://festival.1september.ru/authors/238-640-809.
Для вашего просмотра я хочу предоставить презентацию «Землянам – чистую планету». При составлении презентации большую помощь мне оказали ученики, выполнив творческую работу - рисунки в программе PowerPoint, для оформления некоторых слайдов.
Для учителей общеобразовательных предметов в рамках повышения квалификации организуются курсы по обучению работе на компьютере. Это необходимо, т.к. в настоящее время появились электронные учебники по общеобразовательным предметам, электронные энциклопедии, виртуальные лаборатории, тренажеры. Один из таких тренажеров удалось мне преодолеть. Так в 2012 году я прошла тестирование в области ИКТ и получила сертификат соответствия квалификационным требованиям в области ИКТ.
 По совместительству я работаю учителем химии в МОУ Тимшерская СОШ. При подготовке учащихся к ЕГЭ, я использовала компьютерные тесты. Очень удобно и наглядно, когда учащиеся оценивают свои знания сами.
Высока роль применения на уроках биологии ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности. Например, при подготовке к уроку по химии 9 класс «Силикатная промышленность» учащиеся ищут информацию не только в библиотеке, в книге, в словаре, справочнике, а также в компьютерной базе данных, в Интернете с использованием поисковых систем.
С увеличением количества компьютеров в школах возрастает их роль, как эффективного средства повышения результативности обучения, в том числе, и по технологии. Применение компьютера позволяет повысить интеллектуальный уровень преподавания и облегчает решение практических задач. Он может быть использован как информационная система, помогающая решать технологические, конструкторские, экономические, экологические вопросы, представляя материал в более наглядном, доступном для восприятия виде. Служит источником информации для разработки творческих проектов, а также оперативного контроля за усвоением учащимися знаний и умений, обеспечивая дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала. Вышеназванные преимущества позволяют эффективно решить проблему мотивации учащихся, т.к. уроки с использованием красочных иллюстраций и различных мультимедийных объектов (звук, видео) и т.д. привлекут внимание даже самого равнодушного ученика.
Одним из показателей успешной работы учителя является его способность «идти в ногу со временем» т.е. использовать в своей работе современные методы и средства обучения, к которым на сегодняшний день можно отнести информационные технологии. Любой учитель должен владеть основами компьютерной грамотности, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows. Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Учитель не может находиться в стороне от этих процессов. Внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) проходит по пути наращивания методического материала каждым учителем в рамках своего предмета. Для конкретного ученика использование компьютеров на уроках и во внеурочной деятельности может создать уникальную информационную среду и способствовать успешному продвижению по индивидуальной образовательной траектории.
Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Компьютерная презентация окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным.